Продажа товарного знака, как правило, осуществляется если предприниматель решил реструктуризировать деятельность фирмы, или же бренд, под которым представляется продукция, вызывает достаточно высокий экономический и маркетинговый интерес со стороны конкурента. С юридической стороны действующий товарный знак признается нематериальным активом предприятия, должен стоять на бухгалтерском учете, подлежит независимой оценке, а значит, может быть продан в ходе коммерческой деятельности. Отчуждение товарного знака допускается при наличии действующего свидетельства.
Помощь в продаже товарного знака
Продажа товарного знака: особенности сделки
Отчуждение товарного знака наиболее актуально для предпринимателей, планирующих сэкономить время на регистрации новых обозначений. Ведь покупка уже охраняемого знака в некотором смысле обеспечивает быстрый старт в развитии новых проектов, кроме того не нужно опасаться возможных нарушений чужих прав. Вместе с тем, следует учитывать, что товарный знак запрещено видоизменять – он всегда продается и продолжает использоваться «как есть».
Наибольшим риском при заключении сделки является угроза аннулирования знака по неиспользованию. Приобретая права, следует удостовериться, что товарный знак использовался в хозяйственной деятельности в течение 3-х лет предшествующих договору уступки, причем таким способом, когда использование было сопряжено с введением товаров в оборот. Рекомендуется прописывать это в разделе гарантий, предоставляемых продавцом. Если же знак был просто формально зарегистрирован или, несмотря на номинальное использование, не сопровождал введение продукции в оборот, то новый владелец может потерять его при обращении заинтересованных лиц в Суд по интеллектуальным правам с соответствующим иском. Уступка знака не прерывает течение сроков по неиспользованию, установленных гражданским кодексом, что неоднократно было подтверждено и в решениях СИП.
Отчуждая исключительное право, предприниматели вправе действовать самостоятельно, либо воспользоваться услугами патентных поверенных, что более целесообразно и безопасно при подобных сделках.
Важно знать: продажа товарного знака возможна только в пользу юридических лиц или предпринимателей, а также должна быть зарегистрирована в Федеральной службе. Регистрация прав на физических лиц запрещена законодательством.
Нередки случаи, когда правообладатель имеет действующие свидетельства на схожие знаки в рамках одинаковых классов МКТУ. В таком случае придется уступать все знаки, поскольку законодательство не допускает частичную уступку с сохранением очень схожих знаков за бывшим владельцем, считая это основанием для возможного введения в заблуждение.
Составление договора на отчуждение товарного знака
Продажа товарного знака возможна путем заключения соглашения об отчуждении исключительных прав на товарный знак. По данному договору правообладатель передает правопреемнику исключительные права в полном объеме, теряя все свои притязания на зарегистрированный знак.
Существует ряд формальных требований к оформлению договора:
- в предмете указываются номера свидетельств на все передаваемые товарные знаки, классы МКТУ и товары (услуги) в отношении которых происходит отчуждение;
- указывается стоимость, по которой происходит продажа товарного знака. Это связано со спецификой законодательства, согласно которому между организациями договор безвозмездной уступки не может быть оформлен, это признается дарением;
- договор составляется в двух или трех экземплярах, в зависимости от того, как стороны предпочтут подавать документы на регистрацию;
- все направляемые на регистрацию документы нужно прошить.
Важно знать: ранее сам договор подлежал обязательной регистрации, поэтому в Роспатент сдавалось три экземпляра. Далее экземпляры сторон возвращались со штампами и отметками об их регистрации, а третий экземпляр оставался в регистрирующем органе.
Сейчас регистрируется не договор, а сам факт отчуждения права, поэтому стороны могут не предоставлять текст договора на регистрацию, а заполнить двустороннее заявление о регистрации отчуждения права на товарный знак. Если же заявление заполняется и подписывается только правообладателем или только правопреемником, тогда приложение экземпляра договора является обязательным дополнительным условием.
Как проходит продажа товарного знака?
На сегодняшний день действует следующая стандартная схема купли-продажи товарных знаков:
- Оценка стоимости товарного знака.
Определение цены бренда – один из самых важных этапов в сделках по товарным знакам. Самостоятельно определить стоимость можно, однако, для наиболее точных расчётов необходимо воспользоваться услугами профессиональных оценщиков. Специалисты в области интеллектуальной собственности рассматривают бренд как совокупность зарегистрированных прав на товарный знак и его материальную ценность с точки зрения известности среди потребителей.
Для оценки специалисты попросят представить следующие документы:
- Действующее свидетельство на знак;
- Описание охраняемых товаров и услуг;
- Документы, подтверждающие расходы по регистрации товарных знаков;
- Данные об оборотах предприятия за последний год;
- Сведения о прибыли, полученной в результате использования знака;
- Информацию о применении знака в рекламе и маркетинговых материалах;
- Бухгалтерские балансы.
По результатам оценки правообладатель получает отчет о возможной цене бренда, который имеет полную юридическую силу. В сфере оценки средств индивидуализации применяют только доходный и затратный методы. Сравнительный метод оценки не используется, так как информация о стоимости продажи товарных знаков обычно является коммерческой тайной и недоступна третьим лицам.
Следующие этапы сделки:
- Подготовка договора полностью соответствующего требованиям гражданского законодательства и регламентам Роспатента;
- Составление заявления на отчуждение прав на товарный знак;
- Оплата патентной пошлины за регистрацию отчуждения.
Сколько времени занимает регистрация продажи товарного знака?
Отчуждение прав на знак занимает около трех месяцев (обычно 45 рабочих дней). За это время ФИПС проводит формальную проверку документов и проверку сделки по существу, а также в случае отсутствия оснований для вынесения запроса или отказа, регистрирует договор, направляет приложение к свидетельству. Исключительное право переходит к новому владельцу непосредственно в момент государственной регистрации его отчуждения.
Специалисты сервиса linkmark.ru всегда готовы оказать содействие в составлении договоров и сопровождении их регистрации. Подробнее о наших услугах вы можете узнать здесь.