Знак обслуживания – термин, широко используемый в российском интеллектуальном праве наряду с термином «товарные знаки». Оба этих понятия тождественны по своей сути и правовой платформе, однако знак обслуживания обозначает исключительные права на обозначение, предназначенное для маркировки и сопровождения оказания конкретных услуг, в то время как товарный знак относится к конкретной продукции. Вместе с тем, в России в большей степени используется термин «товарный знак», как в отношении товаров, так и в отношении услуг.

Законодательно права на знак обслуживания регулируются точно также, как и на товарные (торговые) знаки. Будущий правообладатель также подает в Роспатент заявку на регистрацию прав в отношении конкретны услуг, в определенных классах МКТУ (35-45 классы). В отечественной практике права на услуги регистрируются реже, чем права на конкретные товары, однако, с каждым годом количество желающих зарегистрировать уникальный знак обслуживания растет.

 

Как предварительно проверить знак обслуживания

Перед любым предпринимателем, оказывающим ту или иную услугу под определенным наименованием или логотипом, и желающим зарегистрировать права на нее, стоит задача определить уникальность знака обслуживания. Определить текущий статус прав на используемое наименование услуги или ее изобразительную составляющую можно двумя способами:

  • Обращение в Роспатент с заявлением на предварительный поиск по реестру знаков и заявок. Процедура достаточно стандартная, но занимает довольно много времени.

Важно знать: процедура поиска по реестру Роспатента осуществляется в месячный срок, после чего заявителю выдается список всех сходных обозначений, с указанием их номеров и словесной части. Полную информацию все равно необходимо искать онлайн.

  • Самостоятельный поиск знаков. Сегодня можно провести предварительную оценку знака обслуживания, воспользовавшись специализированными онлайн-базами, например базой товарных знаков Линкмарк. Следует отметить, что тут можно не только проверить, свободен ли словесный знак обслуживания, но и осуществить поиск по изображениям.

 

Регистрация знака обслуживания

Итак, стало ясно, что интересующий вас знак обслуживания свободен и можно стать его правообладателем. Регистрация прав на уникальные наименования услуг схожа по своей процедуре с получением свидетельств на товарные знаки.

Зарегистрировать знак обслуживания можно в Роспатенте, пройдя следующую процедуру:

  • Подготовка комплекта документов. На сегодняшний день это: заявление, изображение регистрируемого обозначения, его описание и перечень услуг с указанием классов МКТУ по которым планируется регистрация.
  • Уплата государственной пошлины. Об актуальном размере пошлины можно узнать на сайте Роспатента, также там можно самостоятельно осуществить ее расчет при помощи онлайн-калькулятора. Квитанции об уплате необходимо приложить к заявке или направить их позднее по запросу экспертизы.
  • Рассмотрение заявления на знак обслуживания Роспатентом. В среднем основная экспертиза проводится в течение 11 месяцев, поэтому стоит заблаговременно подавать документы на регистрацию. Ускорение законодательством не предусмотрено.
  • Получение свидетельства на знак обслуживания. Сегодня заявителю нет необходимости самостоятельно посещать регистрирующий орган. Готовые документы могут быть направлены по почте.

Сколько действует знак обслуживания?

Также как и права на товарный знак, права на знак обслуживания действительны в течение десяти лет с даты подачи заявки. Законодателем предусмотрено право неограниченного продления на тот же срок.

 

Что будет если не зарегистрировать знак обслуживания?

Сегодня в России практика судебных разбирательств в сфере интеллектуального права стала особенно актуальна. Многие компании готовы выступать в суде и защищать свои права на знаки обслуживания. Если вести деятельность без получения свидетельства на знак, возрастают риски нарушения сторонних исключительных прав. Вместе с тем, повлечь ответственность за незаконное использование знака могут даже предприниматели, использующие сходные знаки обслуживания. Роспатент отказывает в регистрации не только по причине полного соответствия наименований и изображений, но и при частичном сходстве.

Юристы Линкмарк рекомендуют своевременно осуществлять поиск по базам товарных знаков и знаков обслуживания и регистрировать используемые обозначения до наступления неблагоприятных последствий.