Регистрация торгового знака представляет собой комплекс мер, направленных на приобретение исключительных прав на наименование или визуальное обозначение, предназначенное для маркировки товара или услуги. Любой предприниматель, создавая новый продукт, сталкивается с разработкой названия, логотипа, дизайна, упаковки, концепции продвижения. Многие разработки являются высокотехнологичными и дорогостоящими. Нередки случаи, промышленного шпионажа, когда один производитель заимствует элементы нового товара, его названия и оформления еще до вывода продукта на рынок. В этом случае, предприниматель несет огромные убытки. 

Регистрация торгового знака помогает зафиксировать право на наименование, изобразительные элементы, а порой и внешний вид продукции путем получения свидетельства.

Важно знать: на территории Российской Федерации понятие торгового знака и торговой марки является юридически некорректным. В нашей стране существует термины «товарный знак» и «знак обслуживания». Все остальные зачастую употребляемые варианты являются вольным переводом английского «trade mark». Тем не менее словосочетания торговый знак и торговая марка довольно часто встречаются в бизнес среде и являются разговорными синонимами понятия «товарный знак».

Регистрация товарных знаков

Регистрация товарных знаков представляет собой получение предпринимателями и юридическими лицами исключительных прав, обеспечивающих защиту наименований, логотипов, упаковок, изображений, а порой и цветовых сочетаний, звуков и мелодий от несанкционированного использования третьими лицами. Выдачей свидетельств занимается Роспатент. Будущий правообладатель самостоятельно или при содействии патентных поверенных подает в регистрирующий орган комплект документов и спустя год-полтора получает положительное решение или решение об отказе в регистрации.

Предпринимательская деятельность основана на рисках. Справедливо, что любой ее участник хочет минимизировать свои риски, поэтому до подачи документов в патентное ведомство большинство заявителей проводят предварительную проверку выбранного для регистрации обозначения. Поиск является важным этапом перед запуском процедуры регистрации торгового знака. 

Сделать это можно несколькими способами:

1. Воспользоваться платным он-лайн поиском в ИПС ФИПС. Недостатком является то, что поиск полностью платный, требует регистрации и предварительного заключения договора в Федеральным институтом. Кроме того, базы данных ФИПС не охватывают информацию о заявленных на Россию международных знаках. 

2. Воспользоваться платными услугами ФИПС. Для этого необходимо обратиться в федеральный орган с заявлением. Поиск длится в течение месяца и стоит довольно дорого. В результате заявитель получает документ, в котором указаны все найденные экспертом товарные знаки и заявки. Недостатком (помимо стоимости и времени) является то, что получить полную информацию о найденных объектах, их правообладателях, товарах и услугах, в отношении которых охраняются или заявлены выявленные обозначения можно только путем проведения дополнительного поиска по реестру Роспатента на официальном сайте ФИПС.

3. Чтобы выяснить, свободен ли знак, можно воспользоваться поиском по специализированной базой Линкмарк. В ней содержится полный перечень всех зарегистрированных обозначений на территории РФ (как по национальной, так и по международной процедуре), а также данные о поданных заявках на регистрацию.

Юридические аспекты

Еще раз подчеркнём, что термина «торговый знак» в законодательстве России не существует. Даже, если вы являетесь представителем зарубежной компании, у которой в стране поризводства зарегистрирован бренд, для успешной деятельности на территории России необходима регистрация товарного знака. При этом если своевременно не подготовить пакет документов и не пройти процедуру получения свидетельства, можно потерять уникальное наименование. Кроме того, обозначения на товарах типа «R», (R) или ® являются незаконными, в случае, если исключительное право на знак отсутствует.

 

Порядок регистрации регламентирован законодательством и занимает около 12-16 месяцев. В последнее время срок экспертизы обозначений сократился до 10 месяцев. Ускорить этот процесс невозможно, поэтому регистрация торгового знака должна проводиться заблаговременно, до вывода новой продукции на рынок.

Само свидетельство выдается сроком на 10 лет с возможностью неограниченной пролонгации.

Важно знать: сегодня можно зарегистрировать не только уникальное наименование продукта или визуальное изображение бренда, но и упаковку, музыкальное сопровождение, цвет и многое другое. Подробнее в видах товарных знаков можно прочитать в данной статье.