Кто может быть владельцем товарного знака?

• Юридические лица (компании)

• Физические лица со статусом предпринимателей

Исключительное право удостоверяется Свидетельством, выдаваемым патентным ведомством (Роспатентом).

Важно: подавая заявку резиденты РФ должны указать основной государственный регистрационный номер (ОГРН или ОГРНИП), а также индивидуальный номер налогоплательщика (ИНН). Эксперты ФИПС проверяют наличие этих сведений, и в случае их отсутствия делают запрос. Поэтому подать заявку от имени физического лица, который не является предпринимателем, нельзя. Подобное нарушение будет выявлено на стадии формальной экспертизы, и заявка будет признана отозванной. Информация о заявителях, в том числе соответствие их наименований номерам ОГРН (ОГРНИП) и ИНН проверяется по официальным базам ИФНС.

Какими правами наделен правообладатель?

Право пользования. Это возможность правообладателя товарного знака размещать его на самой продукции, ее бирках и этикетках, тароупаковочных материалах, использовать в оформлении витрин и вывесок, в деловой документации, демонстрировать на выставках, применять в рекламе, на интернет-сайтах, при выполнении работ и оказании услуг.

Использование в некоторой мере зависит от классов МКТУ. Допустим, товарный знак предназначен для маркировки кондитерских изделий. Тогда собственник может размещать его на товарах (например, на печенье), на обертке сладких лакомств, а также на документах, сопровождающих доведение подобных товаров до потребителей (инвойсы, товарные накладные, скидочные купоны на продукцию, чеки и прочее), рекламировать свою продукцию, продвигать ее в Интернет и прочее.

Право распоряжения. Это возможность определять судьбу зарегистрированного обозначения. Например собственник может продать его или передать в пользование третьим лицам на основании лицензии или под своим контролем без заключения договора (если речь идет, например, об аффилированных структурах, простом товариществе, размещении заказов на производство товаров для правообладателя).

Отчуждение означает полную передачу исключительного права на знак другому лицу. Когда знак отчуждается целиком, речь идет о полной уступке, а в отношении части товаров (услуг) - о частичной. При частичном отчуждении появляется выделенная регистрация, которой присваивается новый номер и выдается новое свидетельство.

Важным условием регистрации уступки является отсутствие введения потребителей в заблуждение в результате смены собственника товарного знака. Оснований, чтобы признать отчуждение прав вводящим в заблуждение, очень много: от совпадения словесной части знака с оригинальной частью фирменного наименования бывшего правообладателя, до попытки разделения между продавцом и покупателем однородных товаров (например, если владелец знака пытается уступить его для бренди, сохранив за собой виски).

Разрешением использовать знак является предоставлением Лицензиату (компании или предпринимателю) права использования зарегистрированного обозначения определенными способами. Объем правомочий устанавливается договором (лицензионный договор).

Правообладатель может предоставить исключительную лицензию (в таком случае он теряет право выдачи аналогичных разрешений третьим лицам и сам не имеет права использовать знак, во время действия лицензии, если иное не предусмотрено сторонами договора) либо неисключительную лицензию (тогда право использовать знак и выдавать лицензии у собственника сохраняется).

Владелец бренда может обеспечить свои обязательства его залогом, что приобретает особую популярность в последнее время. Для заключения договора залога требуется провести предварительную оценку стоимости знака.

Важно: все договоры в отношении зарегистрированных знаков заключаются в письменной форме, а сам факт распоряжения должен быть зарегистрирован Роспатентом и внесен в реестр.

Право на защиту. Правообладатель товарного знака имеет монополию на принадлежащее ему обозначение и его право является абсолютным. Это означает, что третьи лица не могут в своей хозяйственной деятельности использовать чужие товарные знаки, равно как и очень сходные обозначения под угрозой наступления негативных последствий, включая административную, гражданскую и даже уголовную ответственность.

Обязанности, которые возлагаются на правообладателя

На собственнике знака, фактически, лежит единственная обязанность - использовать свой бренд. Получив абсолютную монополию, владелец обозначения должен маркировать им продукцию, указывать знак в документации, т.е. использовать любым не запрещенным способом, о которых мы рассказывали выше.

Если использование в течение 3-х лет после регистрации отсутствует, третье лицо может обратиться с заявлением о прекращении охраны знака в связи с неиспользованием. Такие исковые заявления рассматривает Суд по интеллектуальным правам. Истец должен доказать заинтересованность. Чаще всего заинтересованными лицами признаются компании, которые ведут бизнес в той же хозяйственной сфере, что и владелец обозначения.

Доказывать правомерное использование должен правообладатель. Но вопрос надлежащего использования спорный и непростой.

Важно: не все использование будет признано судом надлежащим. Выпустить две плитки шоколада в качестве подарков для сотрудников компании не будет признано достаточным использованием знака, зарегистрированного для кондитерских изделий. Оно не должно быть номинальным, и обязательно должно быть сопряжено с введением товара в оборот.

Если правообладатель не докажет использование своего обозначения, то может лишиться исключительного права на знак. Такие последствия неиспользования должны мотивировать не просто регистрировать обозначения, а делать это с целью их дальнейшего реального использования, что обусловлено их главным назначением - индивидуализировать товары.

Если вам необходима консультация по вопросам правомерного и надлежащего использования товарного знака или по вопросам их распоряжения, юристы ООО “Линкмарк” ответят на любые вопросы и помогут решить ваши задачи.

linkmark.ru - это современная и удобная система поиска зарегистрированных и заявленных на регистрацию товарных знаках, как российских, так и международных. Поиск осуществляется мгновенно, а результаты формируются в виде списка обозначений с актуальными статусами на текущую дату.