В условиях повышенной конкуренции регистрация бренда становится особенно актуальна. Каждый год на рынке появляется все больше компаний, товаров и услуг во всех отраслях экономики. Люди стремятся изобретать новые уникальные продукты и технологии. Однако, если своевременно не позаботиться о регистрации бренда, он не будет иметь эффективной правовой защиты. В любой момент третьи лица могут начать свою деятельность под похожим наименованием и обозначением и даже зарегистрировать схожий товарный знак.

Для предпринимателя регистрация бренда дает уверенность в том, что только он будет на протяжении десяти или более лет иметь исключительные права на его использование. Любые попытки подделки продукции могут быть прекращены в рамках действующего законодательства.

Важно знать: споры по вопросам интеллектуальной собственности могут быть урегулированы в досудебном порядке. Если сторонам не удалось договориться, то оспорить незаконное использование бренда можно в арбитражных судах, Палате по патентным спорам Роспатента и Суде по интеллектуальным правам.

Понятие бренда в юридической практике

Формально регистрация бренда в Российской Федерации невозможна. Такого правового понятия не существует в отечественном законодательстве. В юриспруденции под «брендом» могут понимаются следующие термины:

  • Фирменное название юридического лица;
  • Товарный знак;
  • Знак обслуживания (для услуг);
  • Наименование места происхождения товара (НМПТ);
  • Географическое указание (когда название бренда ассоциируется с определенной местностью);
  • Промышленный образец;
  • Коммерческое обозначение.

Наиболее часто регистрация бренда происходит в форме товарного знака (или знака обслуживания). Примечательно, что регистрация возможна не только в отношении словесного и изобразительного обозначения (логотип). Законодательство не запрещает оформлять права на объемные фигуры, 3D-модели, ароматы, цвета, музыкальные фрагменты, голограммы.

Для чего нужна регистрация бренда

Для предпринимателя официальная регистрация бренда открывает качественно новый уровень ведения бизнеса. Получив государственную регистрацию и свидетельство на обозначение, правообладатель получает следующие возможности:

  • Исключительные права на использование обозначения в наименовании, в фирменной символике, логотипах, на упаковке товаров и т.п.;
  • Государственную правовую защиту от несанкционированного использования обозначения;
  • Повышение лояльности потребителя продукта / услуги (доверие к известным «серьезным» брендам гораздо выше);
  • Возможность сотрудничества с крупными рынками сбыта. Известные маркетплейсы предпочитают сотрудничать с компаниями, чьи бренды имеют регистрацию и достойную деловую репутацию;
  • Право продления действия регистрации товарного знака;
  • Возможность получения дополнительного дохода. Регистрация бренда позволяет использовать его в качестве объекта по сделкам, ставить на баланс предприятия. Бренд – это полноценный финансовый актив компании;
  • Возможность уступки прав по договору уступки, лицензионному договору и франшизе;
  • В случае возникновения спора относительно объекта интеллектуальной собственности правообладатель может на законных основаниях обращаться в любые органы (полиция, ФАС, Роспотребнадзор, Суды и т.п.).

Как понять, возможна ли регистрация бренда?

Не все фирменные обозначения можно официально зарегистрировать в РОСПАТЕНТЕ. Основная причина, по которой может быть получен отказ – отсутствие должной степени уникальности (различительной способности) бренда.

Целесообразно перед тем, как подавать документы на регистрацию бренда, проверить его на уникальность (охраноспособность). Сделать это можно, воспользовавшись следующими ресурсами:

  • Самостоятельно изучить официальные реестры зарегистрированных обозначений ФИПС – РОСПАТЕНТ. Основной недостаток этого способа – отсутствие возможности поиска по определенным критериям;
  • Воспользоваться специализированными платными и бесплатными базами зарегистрированных брендов и заявок, поданных на регистрацию. Например, сервис поиска по товарным знакам Линкмарк;
  • Обратиться с официальным запросом в национальное патентное ведомство. Аналитическая справка по перспективе охраны товарного знака готовится на протяжении двух рабочих недель. Услуга платная.

Также целесообразно заранее проверить бренд на предмет соответствия требованиям законодательства. РОСПАТЕНТ откажет в выдаче свидетельства на обозначение, если оно вводит потребителя в заблуждение, оскорбляет, содержит элементы государственной символики, общепринятые термины и т.п. Причин для отказа достаточно много, поэтому разумной идеей будет провести предварительную экспертизу знака на соответствие требованиям законодательства у патентных поверенных.

Какие документы необходимо собрать для регистрации бренда?

На сегодняшний день будущий правообладатель предоставляет в патентное ведомство следующий комплект документов:

  • Заявление по установленному образцу;
  • Визуальное отображение бренда;
  • Подробное описание обозначения;
  • Квитанции, подтверждающие оплату государственных пошлин;
  • Доверенность на законного представителя (если таковой имеется);
  • Список классов товаров и услуг согласно классификатору;
  • Приложения к заявке, которые могут ускорить регистрацию бренда в ФИПС.

Заявка в патентное ведомство подается лично, посредством почтового отправления или электронно.

Совет: государственные пошлины целесообразно оплатить через портал государственных услуг. В данном случае скидка на платежи составит 30 % от первоначальной суммы.

Какие сведения указываются в заявке на регистрацию бренда?

Стандартная форма заявления на регистрацию бренда содержит следующие разделы:

  1. Данные будущего правообладателя (заявка подается только от юридического лица или ИП) и его представителя;
  2. Адрес для обмена корреспонденцией;
  3. ИНН, ОГРН (ОГРНИП), КПП;
  4. Орган, куда подается заявка;
  5. Код страны согласно стандартам WIPO;
  6. Заявляемая эмблема и словесное обозначение;
  7. Классы по стандартам классификатора МКТУ;
  8. Дата составления документа, подпись;
  9. Данные по оплатам госпошлин.

Все сведения по российским регистрациям товарных знаков заполняются на русском языке.

Регистрация бренда: описание процедуры

Весь процесс регистрации уникального обозначения компании можно формально разделить на этапы. Остановимся на каждом из них подробнее:

1 этап: проверка документов в РОСПАТЕНТЕ

При подаче заявления патентное ведомство начинает процедуру формальной проверки документации. Проверяется полнота и достоверность сведений, наличие ошибок, комплектность документов, соответствие их законодательству. Срок экспертизы документов составляет один месяц.

2 этап: проверка охраноспособности бренда

Регистрация бренда невозможна в отношении знаков, которые имеют частичное или полное сходство с существующими или не соответствуют установленным нормам закона. Также не подлежат регистрации обозначения, которые имеют сходство с обозначениями, заявленными раньше. На данном этапе патентное ведомство проводит экспертизу непосредственно самого обозначения. Срок экспертизы документов составляет более полугода.

3 этап: регистрация бренда и внесение его в государственный реестр

Если два предшествующих этапа пройдены успешно, РОСПАТЕНТ принимает положительное решение по заявке и приступает непосредственно к регистрационным действиям. Будущий правообладатель оплачивает государственную пошлину и через два месяца получает на руки свидетельство, подтверждающее регистрацию бренда. Данные о новом товарном знаке вносятся в государственный реестр. Для информирования заинтересованных лиц сведения публикуются в бюллетене ФИПС.

Совет: ускорить процедуру можно путем обращения к профессиональным патентным поверенным. А вот замедлить процесс могут какие-либо ошибки в документах или спорные ситуации по обозначению. В данном случае ведомство будет составлять и направлять запросы на предоставление любых необходимых сведений, на которые необходимо своевременно давать ответ.

Сколько стоит регистрация бренда?

Стоимость регистрации нового обозначения может составить около 43 тыс. руб. Эта сумма состоит из следующих платежей:

  • Регистрация заявления в ФИПС – 3 500 руб.;
  • Дополнительные классы МКТУ свыше пяти – 1 000 руб. каждый;
  • Экспертиза охраноспособности – 11 500 руб.;
  • Регистрационные действия патентного ведомства – 16 000 руб.;
  • Выдача свидетельства на бренд – 2 000 руб.;
  • Обжалование отказа в регистрации бренда в Палате по патентным спорам – 9 000 руб.;

Государственные пошлины необходимо оплачивать своевременно на всех этапах. Неуплата пошлины также может являться причиной отказа в регистрации бренда.

Специалисты сервиса Linkmark помогут пройти процедуру регистрации бренда в минимальные сроки и значительно снизить риски отказа. Регистрация бренда – довольно сложный юридический процесс, требующий знания множества норм законодательства в области интеллектуальной собственности. Юристы Линкмарк окажут всестороннюю поддержку по регистрации и защите товарного знака на территории РФ и за ее пределами. Подробную информацию об услугах можно найти здесь.