Регистрация логотипа на имя компании в его непосредственном значении как графического знака или эмблемы формально не предусмотрена в российском законодательстве. Однако можно зарегистрировать товарный знак. В данном случае эмблема компании может стать частью товарного знака и получить полноценную правовую защиту от государства.

Предприниматели, которые столкнулись с необходимостью регистрации логотипа, часто путают понятия «товарный знак» и «лого». ТЗ – это официально зарегистрированное обозначение бренда в федеральном патентном ведомстве. В состав обозначения могут входить логотипы, словесные наименования, изображения упаковки и даже отдельные звуковые фрагменты или ароматы. Логотип – это уникальная незарегистрированная изобразительная и (или) словесная эмблема компании, разработанная с целью узнаваемости бренда среди потребителей.

В российском законодательстве четко определены варианты индивидуализации организаций:

  • Коммерческое обозначение. Средство индивидуализации, которое защищается законом, но при этом не подлежит обязательному внесению в учредительные документы и в ЕГРЮЛ;
  • Наименование фирмы. В данном случае речь идет об обозначении названия компании, вносимого в ЕГРЮЛ и используемого в деятельности этой компании;
  • Товарный знак (ТЗ). Официально зарегистрированное в ФИПС-РОСПАТЕНТ обозначение компании. Может включать разнообразные элементы или их сочетание: словесные, изобразительные, объемные и т.п.

Из этого можно сделать вывод, что регистрация логотипа возможна исключительно в качестве товарного знака как наиболее близкого понятия, установленного и регулируемого законом.

Нужна ли регистрация логотипа?

Следует понимать, что полноценную юридическую защиту получают только зарегистрированные бренды. Регистрация логотипа (в составе товарного знака) позволяет защитить его от несанкционированного использования. Правообладатель имеет возможность подать в суд на нарушителя и как следствие, например, добиться ликвидации контрафактной продукции или отзыва ее с рынка.

Важно знать: регистрация логотипа в качестве ТЗ возможна, только если сама эмблема не вводит потребителя в явное заблуждение относительно реальных видов деятельности компании. При регистрации патентное ведомство потребует указать классы согласно Международному классификатору товаров и услуг, и в случае, если компания, использующая эмблему, занимается другой деятельностью (а логотип прямо и недвусмысленно ассоциируется с другими товарами и/или услугами, а не теми, для которых испрашивается регистрация),  РОСПАТЕНТ может отказать в регистрации исключительного права на такой товарный знак.

Регистрация логотипа не является обязательной процедурой. Предприниматель вправе сам принимать решение о необходимости прохождения регистрационных действий в патентном ведомстве. Однако практика показывает, что с каждым годом растет количество судебных дел о незаконном использовании чужих эмблем, при этом нарушитель зачастую даже не знает о существующих зарегистрированных схожих обозначениях.

В отдельных случаях, когда логотип не является обозначением определенного продукта или услуги, а является эмблемой предприятия, его регистрация может быть сочтена нецелесообразной.

Как проходит регистрация логотипа в составе товарного знака?

Процедуру регистрации можно пройти самостоятельно, через законных представителей или патентных поверенных. В последнем случае шансы беспроблемно получить свидетельство на товарный знак существенно повышаются. Подготовительная предрегистрационная процедура включает следующие этапы:

  • Разработка логотипа. Обозначение может включать, например, изобразительные и словесные элементы;
  • Проверка будущего ТЗ на уникальность и возможность регистрации. Для этого можно воспользоваться специализированными базами зарегистрированных товарных знаков и поданных заявок (например базой Линкмарк), осуществить поиск по официальным реестрам обозначений или обратиться с запросом в ФИПС-РОСПАТЕНТ (услуга платная);

 

Важно: при проверке следует заранее учитывать искомые классы МКТУ.

 

  • Подготовка документов самостоятельно или путем обращения к патентным специалистам. Потребуется составить заявку в адрес РОСПАТЕНТА по установленной форме;

Регистрационная процедура состоит из следующих этапов:

  • Подача документов. Сегодня все документарное взаимодействие с ведомством можно производить электронно;
  • Оплата необходимых госпошлин за регистрацию логотипа в качестве товарного знака;
  • Получение результатов формальной проверки документов;
  • При положительном решении ведомства о прохождении формальной проверки - прохождение фактической проверки будущего товарного знака;
  • Регистрация логотипа в качестве товарного знака при положительном решении ведомства по результатам фактической проверки;
  • Получение свидетельства на ТЗ (одновременно данные вносятся в официальный реестр).

В общей сложности регистрация логотипа занимает около одного года (в случаях, когда не обнаруживается препятствий для регистрации или ошибок в документах). В течение этого времени необходимо оперативно отвечать на все запросы ведомства, если таковые последуют.

Сколько стоит регистрация логотипа?

По состоянию на 2021 год существуют следующие минимальные государственные пошлины за регистрационные действия:

  • 3 500 р. за подачу заявки и проведение формальной экспертизы документов (в рамках пяти классов МКТУ);
  • 11 500 р. за проведение экспертизы товарного знака по существу (в рамках одного класса МКТУ);

Важно: дополнительные классы оплачиваются дополнительно.

  • 18 000 р. – регистрация знака, внесение его в официальный реестр и выдача свидетельства на него.

Преимущества регистрации логотипа

Регистрация логотипа как товарного знака дает следующие преимущества для предпринимателя:

  • Возможность использования эмблемы на любых носителях на полностью законных основаниях;
  • Возможность получения дополнительной прибыли от переуступки прав на ТЗ или по договорам франшизы и лицензии;
  • Появляется возможность регулирования несанкционированного использования бренда (например, можно составлять досудебные претензии в адрес нарушителей);
  • Возможность обращения в суды, полицию, Роспотребнадзор, ФАС и т.п. по вопросам претензий о незаконном использовании логотипа третьими лицами.

Специалисты сервиса Linkmark помогут пройти процедуру регистрации логотипа в минимальные сроки и значительно снизить риски отказа. Регистрация логотипа – довольно сложный юридический процесс, требующий знания множества норм законодательства в области интеллектуальной собственности. Юристы Линкмарк окажут всестороннюю поддержку по регистрации и защите товарного знака на территории РФ и за ее пределами. Подробную информацию об услугах можно найти здесь.