Мадридская регистрация товарных знаков – процедура, которая позволяет официально зарегистрировать обозначение и получить его защиту в иностранных государствах. Но первоначальная подача всех документов и заявления на получение Сертификата Всемирной организации интеллектуальной собственности производится в той стране, где изначально был официально зарегистрирован товарный знак или заявлен на регистрацию. В России национальным ведомством по вопросам интеллектуальной собственности является Роспатент.
Свое название Мадридская регистрация товарных знаков получила на основании соглашения подписанного в Мадриде почти 130 лет назад – в 1891 году. Намного позднее в 1989 году был принят Мадридский протокол к указанному соглашению. На сегодняшний день в эту систему вошли уже 122 страны (последними, присоединившимися в октябре 2019 года государствами, стали Малайзия и Бразилия). Реестр международных знаков ведет Всемирная организация интеллектуальной собственности (WIPO, МБ ВОИС).
Как работает Мадридская регистрация знаков?
В России международная заявка пересылается через ФИПС путем подачи заявления по установленной МБ ВОИС форме. Однако для этого ранее должно быть получено национальное свидетельство на товарный знак (также можно осуществлять регистрацию на стадии ранее поданной национальной российской заявки, не дожидаясь окончания экспертизы по существу).
Удобство Мадридской регистрации знаков состоит в том, что для более, чем 120 государств, сразу готовится единый комплект документов и единовременно сдается на регистрацию. Если же проходить такую процедуру в каждом из иностранных государств – придётся вести отдельное делопроизводство по каждой стране, обращаться к иностранным поверенным, платить пошлины в больших размерах. Единственным ограничением, которое обязательно нужно учесть – это связь с национальным знаком в течение первых 5-ти лет действия международной регистрации: если товарный знак в России прекратит своё действие, то международная регистрация автоматически будет аннулирована.
Заявка на Мадридскую регистрацию знаков
МБ ВОИС разработало установленные бланки для каждого действия, в т.ч. для первоначальной подачи заявок. Раньше нужно было выбрать одну из трех форм, в зависимости от участия той или иной страны в Мадридском Соглашении или Мадридском Протоколе, но после того, как абсолютно все страны Мадридской системы присоединились к протоколу форма осталась одна (ММ2), что существенно облегчило задачу. В заявке сразу указываются необходимые государства, где планируется регистрация товарного знака. Стандартная форма также содержит такие пункты:
- Сведения о заявителе;
- Товарный знак, его описание, транслитерация, перевод;
- Информация о номере и дате подачи / регистрации базовой заявки или знака;
- Указание товаров и классов МКТУ;
- Расчет пошлин.
Важно знать: заявку можно составить только на испанском, французском или английском. Если базовой является российская заявка, то формальная экспертиза по ней должна быть завершена.
На первом этапе заявление проверяется Роспатентом и лишь, затем документы направляются на Мадридскую регистрацию знаков в ВОИС. Международная организация проводит вначале формальную проверку документов, поступления пошлин, корректности описания и формулировок товаров (услуг), а затем регистрирует обозначение и вносит его в официальный реестр, направляя заявителю сертификат. На втором этапе проводится проверка патентными органами интересующих заявителя стран на предмет соответствия знака требованиям и условиям охраноспособности, установленным национальными законами.
Сколько стоит Мадридская регистрация знаков?
Сумма платежей складывается из нескольких позиций:
- Плата пошлин Роспатента за проверку и направление заявки в WIPO (от 4 900 рублей);
- Базовая сумма международной пошлины (от 653 швейцарских франков);
- Пошлины за каждую из стран, где планируется регистрация (стандартная – 100 швейцарских франков или индивидуальная, установленная по заявлению той или иной страны);
- Пошлины за классы МКТУ сверх определенного количества (стандартная – 100 швейцарских франков за каждый класс свыше третьего или индивидуальная, установленная по заявлению той или иной страны).
Хотя расходы на регистрацию международного знака по Мадридской системе велики, они несопоставимы с расходами на отдельные национальные регистрации в каждой из интересующих заявителя стран.
Сроки Мадридской регистрации знаков
Свидетельство, выдаваемое ВОИС, обычно готовится ведомством за три-четыре месяца. Затем документы отсылаются в национальные патентные офисы указанных заявителем государств. Здесь предугадать точный срок рассмотрения документов почти невозможно. Некоторые страны выносят решение в течение двух месяцев, некоторые – дольше, но в любом случае страны жестко ограничены сроками: если страна участвует в Соглашении, срок составляет не более 12 месяцев, а если только в Протоколе, то срок может увеличиваться до 18 месяцев и более, если страна заявила о таком увеличении, присоединяясь к Мадридской системе. Если в указанные сроки никакое решение не выносится, знак признается зарегистрированным в стране, как если бы на это было сделано особое указание.
Важно: любая из стран вправе отказать в регистрации товарного знака. Однако процедура мадридской регистрации не прекратится, этот отказ не повлияет на решения в других государствах.
Мадридская регистрация знаков действует неограниченное количество времени, однако каждые десять лет необходимо будет ее продлевать по достаточно простой процедуре. Документы о продлении можно направить через электронную систему ВОИС e-Renewal.
Международная регистрация знака по Мадридской системе – один из самых удобных способов получить сертификат на товарный знак и полноценную охрану практически во всех странах мира. Юристы сервиса Линкмарк, проводят консультации и полное сопровождение по процедуре оформления международных товарных знаков. Подробнее с нашими услугами можно ознакомиться тут.