Знак ТМ (сокращенное от trade mark), есть не что иное, как один из способов маркировки, оповещающей о правах производителя на торговую марку. Владелец наименования или визуального обозначения не имеет никаких юридических обязательств перед государством в вопросах нанесения подобной предупредительной маркировки, однако практика показывает, что сейчас производители стараются указывать данный знак на упаковках своей продукции. К слову, владельцы знаков обслуживания, под которыми осуществляется та или иная деятельность по оказанию услуг, проставляют над своими логотипами SM (сокращение от service mark).

На территории России знак ТМ почти не используется российскими компаниями, так как понятия торговая марка, как таковое, не существует. Торговая марка – это калька от английского trade mark. Наибольшее распространение, имеющее правовое значение, знак TM получил в Америке, где для предоставления охраны обозначению требуется не столько государственная регистрация, сколько его обязательное использование. Проставляя этот знак, производитель сообщает, что ему принадлежат все права на название или логотип, хотя он может и не быть зарегистрирован патентным ведомством США.

В нашей стране на уровне закона существует понятие «товарный знак» (для услуг – «знак обслуживания»). Когда предприниматели хотят зарегистрировать торговую марку, подразумевается, что речь идет о получении свидетельства на товарный знак. Использование обозначения ТМ не имеет правового значения, в отличие от буквы R в окружности, которая может проставляться только над зарегистрированными товарными знаками и является законной предупредительной маркировкой. При этом знак ТМ вполне можно встретить в нашей стране. Это связано с тем, что на прилавках магазинов присутствует большое количество импортной продукции.

Важно знать: торговая марка никак юридически не защищена в России и если вы являетесь, представителем зарубежной компании, то придется пройти регистрацию товарного знака в Роспатенте или распространить действие международной регистрации на Россию.

Знак ТМ: юридические аспекты

Как и говорилось выше, использование знака ТМ никак не регулируется законодательством Российской Федерации. Это означает, что нанесение такой маркировки на товар несет лишь информационный характер для потребителя. Для того чтобы защитить права на обозначение его необходимо зарегистрировать в Роспатенте. Процедура занимает около 16-18 месяцев, но сроки ежегодно снижаются. При получении охраны может возникнуть проблема, связанная с тем, что успешно зарегистрированная на других территориях уникальная торговая марка, не пройдет регистрацию в России. Темпы предоставления охраны на товарные знаки ежегодно увеличиваются, что приводит к тому, что с каждым годом найти свободное обозначение становится все труднее.

Совет: если вы хотите оформить товарный знак в РФ, рекомендуем осуществить предварительный поиск знаков по специализированным базам и реестрам.

Российская практика регистрации ТМ

Процедура регистрации прав на словесное или изобразительное обозначение происходит в несколько этапов:

Предварительный поиск свободных наименований и обозначений, который можно провести на сайте Линкмарк

Совет: рекомендуем осуществлять поиск зарегистрированных знаков в определенных классах МКТУ – это бесплатно. В противном случае велики риски получения слишком «широкого» результата, на основании которого можно сделать ошибочный вывод о том, что обозначение занято. Перед проведением предварительного поиска необходимо определиться к какому классу МКТУ относятся интересующие вас товар или услуга. 

После поиска в случае положительных результатов стоит приступать к регистрации прав. Процедура регистрации является простой и понятной. Необходимо собрать комплект документов, оплатить пошлину и обратиться в Роспатент с заявкой. Спустя 16-18 месяцев, если экспертиза не найдет препятствий, можно получить свидетельство, подтверждающее права на товарный знак.

Как можно заметить из статьи, знак ТМ по своей сути соответствует понятию «товарного знака», однако в России для обозначения прав на наименование используется другое обозначение – знак R. Для успешного ведения бизнеса необходимо правильно оформлять права на торговые марки, в соответствии с законодательством государства, на территории которого планируется ведение предпринимательской деятельности. 

Linkmark.ru – это уникальная интеллектуальная платформа для поиска информации обо всех зарегистрированных и заявленных на регистрацию товарных знаках. Для того чтобы подобрать свободный знак, достаточно поочередно вводить в поисковую строку запросы. Поиск осуществляется мгновенно, а результаты формируются в виде списка обозначений с актуальными статусами на текущую дату. Услуга онлайн проверки зарегистрированных товарных знаков бесплатная и доступна для всех.