Международный товарный знак – понятие, описывающее юридические аспекты регистрации сразу в нескольких странах. Современные предприниматели стремятся расширять свое поле деятельности и работать на территории разных государств, особенно если речь идет о свободном перемещении товаров, как в рамках Таможенного союза или Евросоюза. Сетевые компании также зачастую регистрируют международные товарные знаки.

Современная судебная практика и законодательство указывают на то, что получение свидетельства на товарный знак только в одной стране никак не защищает правообладателя в других странах (если только речь не идет о региональном действии знаков, например на территории Европейского союза). Довольно распространены случаи, когда раскрученные где-то бренды копируются на территории сразу нескольких государств. Именно поэтому целесообразно регистрировать международный товарный знак.

 

Международный товарный знак: настоящее и будущее

Обычно под международным знаком понимают регистрацию, полученную в рамках процедуры Мадридского соглашения и Протокола к нему. Такие знаки регистрируются в World International Property Organization (WIPO, ВОИС). Одна такая регистрация может охватывать до 96 стран, а также Евросоюз в целом.

Еще один способ получить охрану сразу в нескольких странах – зарегистрировать, так называемый Союзный товарный знак – Community trademark (CTM). Это региональная регистрация, действующая в Евросоюзе, т.е. 28-ми государствах Европы. Регистрация осуществляется через ведомство Евросоюза – Office for Harmonization in the Internal Market (OHIM) на основании единой заявки, которую может подать и российский заявитель.

При создании Таможенного союза Евразийского экономического союза России, Беларуси, Казахстана, Армении и Киргизии, предусматривалась возможность регистрации Союзных знаков по аналогии с CTM. Речь шла о региональных регистрациях, действующих сразу во всех странах Евразийского экономического союза. Ведомством, ответственным за процедуру регистрации, должен был выступать Роспатент. Процедура должна была быть введена с 2015 года, однако до сих пор не реализована.

 

Международный товарный знак: предварительный поиск

Перед тем как приступить к подаче документов на международный товарный знак целесообразно воспользоваться поиском информации в специализированных базах, например базе Линкмарк. Здесь можно найти полную информацию о правообладателях на наименования и изображения, а также о текущем статусе действия свидетельств. Иногда возникает ситуация когда права на товарные знаки не продляются и вполне можно подать заявку на освобождающийся знак.

Также нужно провести поиск в тех странах, где вы намереваетесь получить регистрацию. Это можно сделать на сайте WIPO (в базе данных ROMARIN или Global Brand Database), на сайте OHIM или на веб-ресурсах иностранных патентных ведомств.

 

Кто регистрирует международные товарные знаки?

Регистрация осуществляется непосредственно в Международном бюро ВОИС. Однако первоначально международная заявка подается в Роспатент (в частности, в ФИПС), который проводит первичную проверку и пересылку документов.

После завершения формальностей в ВОИС и включения знака в реестр, экспертиза переходит в национальную стадию и проводится ведомствами стран, указанных в международной регистрации. Именно они принимают окончательное решение о предоставлении охраны на своих территориях.

 

Как регистрируется международный товарный знак?

Прежде всего, следует знать, что международные знаки не регистрируются сами по себе, они всегда основываются на национальных заявках или регистрациях. До подачи международной заявки заявитель должен получить регистрацию в своей стране или подать заявку, которая должна успешно пройти формальную экспертизу. После этого можно начинать международную процедуру регистрации.

Актуальные формы заявок на международный товарный знак можно скачать на сайте WIPO, там же можно рассчитать и международную пошлину, которая зависит от множества факторов, включая количество стран и тип регистрируемого обозначения.

 

В каких странах можно зарегистрировать международный товарный знак?

Мадридский союз включает 96 стран, а также юрисдикции Евросоюза и Африканской организации интеллектуальной собственности (OAPI). С ноября 2017 года перечень государств дополнится Таиландом. Примечательно, что некоторые развитые страны не участвуют в этом союзе, например Канада, Аргентина, Чили.

Таким образом, одна международная регистрация может охватывать от 1 до 115 стран (с учетом юрисдикций и Африканской организации интеллектуальной собственности)! Такой способ регистрации позволяет существенно сэкономить на пошлинах и сократить сроки регистрации прав, ведь в рамках Мадридской системы ведомства обязаны возразить против регистрации в среднем в течение 12-18 месяцев, в то время как сроки по национальным процедурам в некоторых странах могут достигать 5 лет!

 

Свидетельство на международный товарный знак

ВОИС направляет правообладателю международное свидетельство, которое действительно в течение 10 лет с возможностью неоднократного продления. В то же время ошибочно полагать, что оно удостоверяет права на международный знак на всех указанных в регистрации территориях.

После завершения процедуры регистрации международного знака в ВОИС сведения о нем направляются в патентные ведомства указанных заявителем стран, которые проводят основную экспертизу и выносят решения в отношении предоставления охраны.

Важно знать: зачастую порядок экспертизы в рамках международной процедуры отличается от национальной процедуры (например, не проводится проверка на сходство с более ранними знаками и заявками), что можно отнести еще к одному преимуществу международной системы регистрации.

 

Специалисты Linkmark оказывают всестороннее содействие в проведении предварительных проверок и поисков по России и иностранным государствам, подаче международных заявок на регистрацию, ведении делопроизводства по ним, принимают участие в преодолении отказов на иностранных территориях. Подробнее вы можете ознакомиться тут.