В современных реалиях регистрация прав на товарный знак становится всё более важной и обязательной процедурой при ведении бизнеса. Количество предпринимателей практически во всех сферах производства товаров и предоставления услуг растет с каждым годом. Создать своё собственное уникальное обозначение или разработать интересный и свежий бренд становится все труднее. Роспатент отказывает в более чем 30% случаев поданных заявок (речь только о товарных знаках). При этом даже если созданы уникальные, не похожие ни на чьи другие наименование, бренд или логотип, но регистрация прав на товарный знак не пройдена, возрастают риски несанкционированного использования этих объектов третьими лицами.

Товарный знак можно оценивать с точки зрения полноценного материального актива. Зарегистрированная интеллектуальная собственность может быть продана (отчуждена) или передана в распоряжение третьим лицам с помощью лицензионного договора.

Если регистрация прав на товарный знак состоялась, обозначение получает полноценную правовую защиту. При возникшей необходимости владелец знака может обратиться в арбитражный суд, а в качестве кассационной инстанции и в суд по интеллектуальным правам с исками о прекращении использования знака без его разрешения или о нарушении иных прав, связанных с ним.

Какие требования предъявляются к товарным знакам

Перед созданием уникального обозначения следует заранее позаботиться о соответствии товарного знака следующим требованиям:

  • Уникальность товарного знака должна соответствовать фонетическому, визуальному, семантическому (смысловому) признакам;
  • Правообладателем может стать исключительно юридическое лицо или человек, занимающийся индивидуальным предпринимательством и имеющий соответствующий статус;
  • Бренд может иметь разное выражение: картинка, слово / словосочетание, а также комбинация слова и изображения. Имеется возможность зарегистрировать трехмерный знак, звуковой, голографический и еще некоторые типы других, очень редких, но все-таки встречающихся типов знаков;
  • Допускается использование цифр и подписей, при этом рекомендуется регистрировать их в сочетании со словесными или дополнительными изобразительными элементами;
  • Возможна регистрация прав на товарный знак в форме короткой музыкальной композиции, аромата (пока такие знаки в России не были зарегистрированы), анимации;
  • Не допускается использование обозначений, которые совпадают с общеизвестными терминами, названиями или именами или имеют эти элементы в своем составе в качестве доминирующих.

Как проходит регистрация прав на товарный знак

С развитием технологий и проникновением Интернета почти во все сферы жизни получить свидетельство на обозначение с этой точки зрения стало достаточно просто. Для этого даже не требуется личное посещение Патентного ведомства, большинство услуг уже можно получить электронно.

Первый этап: предварительный поиск и выявление сходства

Как только разработана рабочая версия наименования или обозначения (бренда), следует провести предварительную проверку на частичное или полное сходство со знаками, которые получили правовую защиту ранее. Сделать это можно двумя способами:

  • Путем обращения в ФИПС с заявлением на предварительный автоматизированный поиск. Роспатент проводит поиск по поданным до даты заявления заявкам и действующим регистрациям знаков в рамках классов МКТУ. За услугу взимается оплата, стандартный срок – 30 дней;
  • Самостоятельный поиск по специализированной базе знаков Линкмарк. Любой предприниматель, да и просто желающий, может самостоятельно проверить интересующее его обозначение по регулярно обновляемой базе с мгновенным предоставлением результата. За поиск взимается комиссия, тарифы приведены на сайте Линкмарк по ссылке на главной странице "Сколько стоит поиск".

Успех регистрации прав на товарный знак зависит от правильности выбора обозначения. Существует несколько основных нюансов:

  • Необходимо учитывать определенные классы МКТУ при проверке знака;
  • Следует обращать внимание на статус выявленных при предварительной проверке на сходство знаков, некоторые из них могут быть недействующими или же процедура продления правовой охраны не пройдена;
  • Всегда необходимо изучать и поданные заявки.

Второй этап: заявка на регистрацию прав на товарный знак

Если установлено, что будущий бренд можно без препятствий зарегистрировать в Роспатенте, следует собрать необходимый комплект документов и обратиться в патентное ведомство одним из удобных способов:

  • Подать заявку лично в учреждении;
  • Предоставить комплект документов по заявке по факсу или почте (с досылом оригиналов);
  • Подать заявку электронно на сайте Роспатента или через портал государственных услуг.

Важно знать: при подаче документов необходимо предоставить квитанцию об оплате государственных пошлин.

Третий этап: формальная проверка документов

В первую очередь ФИПС проверяет правильность оформления всех документов, полноту и достоверность сведений, указанных в заявке, наличие оплаты госпошлин, а также верность назначения платежей и их суммы.

Четвертый этап: фактическая проверка знака

Регистрация прав на товарный знак возможна только при условии обеспечения его полной уникальности в рамках искомых классов МКТУ. Если пройдена формальная проверка, Роспатент приступает к поиску частично или полностью тождественных обозначений, проверяется охраноспособность знака. По результатам проверок регистрирующее ведомство выносит положительное или отрицательное решение.

Пятый этап: оформление свидетельства

Регистрация прав на товарный знак подразумевает оформление официального бумажного свидетельства на обозначение. Этот документ, являющийся овеществленным подтверждением наличия правовой охраны вашего обозначения, действителен в течение десяти лет, при этом правообладатель имеет возможность продления срока действия свидетельства (правовой охраны товарного знака).

Преимущества регистрации прав на товарный знак:

  • Возможность получения правовой защиты интеллектуальной собственности;
  • Возможность подачи исковых заявлений о незаконном использовании бренда третьими лицами;
  • Правообладатель имеет возможность официально продать знак или передать его третьим лицам во временное использование;
  • Гарантия сохранения уникальности обозначения;
  • Защита от конкурентов;
  • Наличие в активах компании интеллектуальной собственности.

Специалисты Линкмарк помогут предварительно провести проверку корректности заполнения заявки в соответствии с законодательством и установленными требованиями. Кроме того, наши поверенные готовы помочь вам в составлении полного комплекта документов для регистрации прав на товарный знак. Более подробную информацию вы можете получить здесь.