Среди предпринимателей все больше распространяется практика самостоятельного осуществления регистрации товарного знака. Пошагово разобранная эта процедура может показаться вполне доступной для понимания и прозрачной благодаря усилиям Роспатента по повышению качества услуг. Ведомство стремится к развитию и идет навстречу заявителю, примером служит введение упрощенных процедур электронного документооборота, который позволяет получать услуги дистанционно.

Регистрация товарного знака пошагово может быть условно разделена на 7 ступеней. Для получения сертификата о регистрации потребуется чуть меньше года и финансовые вложения в виде оплаты государственных пошлин, при необходимости всегда можно прибегнуть к услугам патентных поверенных.

Почему товарный знак необходим?

В России стремительно развивается бизнес, количество компаний увеличивается с каждым днем. Товарный знак является орудием в конкурентной борьбе. Если компании производят однородные товары или оказывают одни и те же услуги под сходными обозначениями – возникает путаница и потребитель может быть введен в заблуждение, также у потенциальных клиентов возникают сложности при поиске конкретного производителя таких товаров или компании-источника того или иного сервиса.

Кроме того, существует опасность незаконного использования чужих товарных знаков или появления имитаций (контрафакт). Предприниматель может не знать об использовании чужого товарного знака, но это грозит штрафами и судебными исками от правообладателей. В некоторых случаях конкурирующие компании намеренно производят регистрацию уже используемого третьими лицами обозначения, чтобы вынудить добросовестное лицо платить лицензионные платежи или купить собственный товарный знак.

Поэтому один из первых шагов успешного бизнеса – разработать и зарегистрировать собственный товарный знак, чтобы наверняка избежать нервных и финансовых потрясений в будущем.

Регистрация товарного знака пошагово – простая для потенциального правообладателя процедура, результатом которой становится свидетельство на товарный знак, предоставляющее возможность продажи товарного знака, а также закрепляющее его охрану на 10 лет с возможностью многократного продления.

Пошаговая инструкция по регистрации товарного знака:

Шаг 1. Создать бренд

Предварительно необходимо создать визуальное или словесное обозначение, концепцию бренда, которые должны соответствовать требованиям законодательства и Роспатента (как минимум быть уникальными, не смешиваться с другими существующими знаками). Соответственно, наименование должно запоминаться, выделять компанию среди конкурентов и однородной продукции (услуг).

 

Шаг 2. Убедиться в уникальности созданного бренда.

Данный шаг является крайне важной ступенью пошаговой регистрации товарного знака. После создания обозначение необходимо проверить на сходство с уже зарегистрированными или поданными на регистрацию обозначениями. Существует два способа:

- Воспользоваться платной услугой Роспатента по предварительному поиску посредством обращения в орган с соответствующей заявкой и получить автоматизированный отчет о поиске в срок от 30 до 10 рабочих дней (чем меньше срок, тем выше стоимость услуги).

- Самостоятельно осуществить такой поиск бесплатно, воспользовавшись базой знаков Линкмарк, которая регулярно обновляется и предоставляет возможность указания искомых классов МКТУ. Результат предоставляется мгновенно.

 

Шаг 3.Определить классы в соответствии с Международной классификацией товаров и услуг.

Регистрация товарного знака пошагово не может произойти без определения направлений деятельности, по которым будет производиться регистрация, соответственно необходимо подобрать классы товаров и услуг. Следует учесть, что уникальность бренда желательно проверять по выбранным классам, тождественный знак в неоднородном классе МКТУ позволяет зарегистрировать свое обозначение в другом классе (например, если вы проверяете название для косметического крема (3-й класс), вам не помешают совпадающие знаки для строительных красок и пигментов (2-й класс), но помешают знаки для лечебных кремов (5-й класс)).

Определить классы несложно, так как существует список из 45 основных областей деятельности, среди которых можно сделать выбор необходимых товаров (услуг). Ознакомиться с актуальным списком товаров и услуг, сгруппированным в классы можно здесь.

Шаг 4. Подача заявки на регистрацию товарного знака

Заявитель осуществляет подачу комплекта документов в Роспатент один раз (хотя некоторые документы можно отправлять пошагово) посредством:

- личного посещения ведомства

- электронного взаимодействия на сайте Роспатента или на портале ГосУслуги

NB! Помимо корректно заполненной заявки и регистрируемого обозначения необходимо предоставить квитанции об оплате государственных пошлин. В настоящее время Роспатент работает над преобразованием патентных пошлин в оплату услуг, если это будет сделано, то платежи за подачу и экспертизу заявок начнут обрабатываться и учитываться автоматически в режиме реального времени, что позволит избежать дополнительного направления квитанций.

Шаг 5. Формальная экспертиза и экспертиза по существу

Прежде всего, Роспатент осуществляет проверку комплектности заявки, корректности ее заполнения и составления документов в соответствии с формальными требованиями закона, факт поступления пошлин на бюджетные счета. В случае соответствия, заявка переходит на следующий уровень – экспертизу по существу.

На этом этапе ведомство проверяет уникальность поданного обозначения посредством поиска среди зарегистрированных и поданных на регистрацию знаков, устанавливается охраноспособность обозначения и отсутствие иных препятствий для регистрации.

Обратите внимание, что на данном этапе от заявителя требуются своевременные ответы на запросы дополнительных сведений от Роспатента.

Шаг 6. Мониторинг статуса заявки

Регистрация товарного знака производится пошагово в соответствии с четко регламентированной процедурой и занимает в течение 7-8 при благоприятном течении и около 12-14 месяцев при наличии тех или иных препятствий. Рекомендуется отслеживать запросы патентного ведомства, чтобы направлять своевременные ответы на них, так как в противном случае заявку могут признать отозванной. Отслеживать запросы при ведении электронного делопроизводства проще, ведь вся документация направляется по электронной почте, в то время как бумажная может потеряться в процессе почтовой доставки.

Шаг 7. Получение документов на товарный знак

По итогу всех проверок Роспатент выносит решение либо о регистрации товарного знака, либо об отказе с мотивировкой соответствующих причин. В первом случае выдается свидетельство на товарный знак, которое действует на территории всей страны в течение 10 лет со дня подачи заявки с возможностью неоднократного продления. Во втором случае предоставляется срок для обжалования отказа в Коллегии Роспатента (Палата по патентным спорам) и далее в Суд по интеллектуальным правам.

Специалисты Линкмарк осуществляют консультации по регистрации товарного знака пошагово, оказывают помощь в регистрации бренда на территории России и за границей. Профессиональные юристы оказывают все услуги, руководствуясь действующим законодательством, что гарантирует успешную регистрацию товарного знака. Ознакомиться с услугами можно здесь.